Описание иконы
Страстная тема иконографии, к которой относится и икона «Не рыдай Мене, Мати», характерна как для католической школы иконописи, так и для православной. На Руси многое перенималось из Византийской империи, как своей духовной прародительницы, поэтому первые, написанные именно русскими изографами изображения оплакивающей Христа Богоматери, появились на Руси не ранее XV века, в то время как византийская иконография использовала этот сюжет уже в XIII веке.
С конца XV века в большинстве русских иконостасов появился так называемый «Страстной ряд», где, так же как и в иконах аналоя и жертвенника, присутствует икона, получившая название по первой строке канона Космы Маюмского «Не рыдай Мене, Мати, зрящее во гробе..», обычно чтимого на Великую Субботу. Традиционно этот сюжет изображает Христа во гробе и Богородицу, обнимающую и оплакивающую его. Лики изображены на фоне креста, иногда изображаемого вместе со страстями. В русской православной традиции образ Христа всегда изображается вертикально, как основополагающий столб мирового устройства, и не полностью в гробе, а лишь до половины, как символ предстоящего воскрешения. Иногда встречаются иконы, на которых Богородица и Христос изображаются без креста на заднем плане. В основном это старообрядческие иконы 18 века, написанные на Невьянском заводе, которым владели старообрядцы Демидовы. Наверное, причиной такого упрощения является желание иконописца сгладить разногласия официальной церкви и старообрядческой. Также встречаются иконы с тем же названием, но на них изображена лишь Богородица, оплакивающая своего сына. Одна из них находится в Третьяковской Галерее, хотя встречаются и современные, вышитые образцы этой иконы с плачущей Богородицей.
В католической школе иконописи этот сюжет получил название «Пьета» – плач. Наиболее известной католической «Пьетой» является икона работы Микеланджело. Между православными и католическими иконами этого сюжета существует четкое различие. Если на католических мастера делали упор на земных страданиях Богородицы, то православные иконы более светлые, оптимистичные, обычно с золотым фоном, символизирующем последующее воскрешение.
Достаточно часто икона «Не рыдай Мене, Мати» выполнена в композиции со Спасом Нерукотворным, который пишется в верхнем регистре иконы, а основной сюжет – в нижнем. Есть иконы, в которых по полям вокруг основного сюжета написаны все события страстной недели от Входа в Иерусалим до Распятия и Положения во Гроб.
Не обходят своим вниманием этот иконографический сюжет и современные иконописцы. Например, работа московского иконописца Александра Соколова, написанная максимально лирично и деликатно. Она не только написана с большим художественным мастерством, но и соответствует всем православным канонам и очень помогает приобрести необходимый к Великой Субботе душевный настрой, дня, когда за смертью и оплакиванием Спасителя, наступает Воскресение и торжество над тьмой.