Описание иконы
Икона «Спас Златые власы» издревле находилась в Москве, в Кремлевском Успенском соборе. Истории появления этой иконы в храме в документальных источниках не сохранилось. Согласно историческим данным автор иконы доподлинно не известен. Большинство исследований предположительно относит икону к периоду XII-XIII веков. Записи с ее упоминанием в соборных документах начинаются с XVIII века. Несмотря на ее древнее происхождение, икона не сразу вызвала научный интерес. Так как в ранних описях отдельного упоминания о ней нет, существует мнение, что икона какое-то время могла находиться в алтаре либо над входом в жертвенник.
Икона представляет собой образ Спасителя крупным планом без изображения туловища. Видна только часть плеч. Однако святой нимб в виде круга, обычно присущий иконам с ликом Христа, отсутствует. Золотой цвет волос Спасителя (мало используемый художниками прием), вероятно и означает тот сияющий божественный свет. На заднем плане изображен крест украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Согласно источникам, первоначальный цвет фона был синим. На заднем плане также выписаны четыре медальона.
Состояние, в котором пребывала икона, описывается в источниках как удовлетворительное. За время ее существования ей, вероятно, пришлось многое пережить. Часть надписей едва видны или не читаются вовсе. Одно из изречений, которое удалось воспроизвести, находится наверху справа и гласит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Мнения исследователей относительно стиля написания, разделились. Высказывались предположения о различных направлениях и школах иконописи. Также упоминалась схожесть и с византийскими образами.
Название иконы пришло позднее и вытекает из образа Спасителя, на котором он представлен с сияющими золотистыми волосами и в ярких богатых одеждах. Вероятно, автор стремился подать образ Христа на самом высочайшем уровне визуального восприятия. В атмосфере иконы чувствуется тонкая аристократическая нота, которая заставляет с почтением и трепетом смотреть на это изображение. Выражение лица Иисуса прописано многогранно и живо, отчего настроение иконы сразу передается. А. И. Яковлева, подробно изучавшая данную икону, писала, что считает ее «откликом на своеобразный “интернациональный” стиль рубежа XII-XIII веков».